Понятие выездной налоговой проверки
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
Участники выездной налоговой проверки
Основными участниками выездной налоговой проверки являются проверяемая организация, индивидуальные предприниматели или физическое лицо и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.
Период выездной налоговой проверки
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.
Срок проведения выездной проверки
Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Результат выездной налоговой проверки
Любая выездная налоговая проверка не обходится без доначислений налогов, пеней и штрафов. В резолютивной части решения, которое налоговый орган принимает по итогам налоговой проверки, налогоплательщику, как правило, предлагается:
- уплатить выявленные недоимки по налогам, пени и штрафы (штрафы начисляются только в решении о привлечении к ответственности);
- внести соответствующие исправления в налоговые и бухгалтерские документы (что, в свою очередь, может повлечь необходимость исправления отчетности).
Решение по выездной налоговой проверке согласно п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). Если же указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными.
Мы, при заключении с нами договора, сможем оказать Вам профессиональную помощь как в ходе проведения выездной налоговой проверки, так и при обжаловании в досудебном и судебном порядке результатов проверки.